| ||||||
|
| |||||
Виды работ учениковУрок - важный элемент образовательного пространства, форма образования по учебным предметам. Наряду с предметным, в старшей ступени большое значение имеет метапредметное содержание урока. Урок имеет целью развитие познавательной самостоятельности, творческих способностей, универсальных способностей к исследованию, эффективной коммуникации и организации взаимодействия, принятию и осуществлению решения, освоению новых типов деятельности, их подготовка к успешному получению универсального высшего образованияОсобенностью содержания урока в старшей школе является динамика от переходных до-вузовских форм (в начале 10 класса) к преобладанию форм занятий вузовского типа (конец 11 класса). Ученики осваивают такие учебные формы, как лекции и семинары, зачёты, практикумы, лабораторные занятия, консультации. Используются и такие формы работы, как эссе, ролевая игра, научная конференция, пресс-конференция, диспут, уроки учеников, круглый стол, дискуссия и др. Методы обучения являются проблемно-рефлексивными, эвристическими, активными.
Специализация – основа индивидуальной образовательной программы ученика, планирующего свое образование в ступени и в будущем. На спецкурсах старшеклассники получают опыт собственного образования “по профилю”, в сфере выбранной ими научной дисциплины. Старшеклассники приобретают опыт участия в сложных, длительных проектных работах, лабораторных исследованиях, знакомятся с особенностями методов научного исследования. Спецкурсы являются пространством сотрудничества учителей и учеников, “выращивания” собственных результатов образования - творческих работ, социальных практик, речевых практик, важных составляющих индивидуальных образовательных программ. Организация занятий по спецкурсам принципиально отличается от предметных уроков. Являясь, по сути, занятием-лабораторией, они состоят из двух основных частей – занятие лаборатории и – индивидуальная работа, консультации. Первая часть включает этапы постановки задач, исследования, обсуждения проблемы, рефлексии содержания и деятельности, формы занятий активны: работа малых групп, индивидуальная работа и общая работа по типу “круглых столов”, слушаний и т.п. Спецкурс не предполагает обязательных для всех домашних заданий. Ученик по своей инициативе, возможно проконсультировавшись у учителя, планирует и организует свою работу во время второй части спецкурса, задача учителя – сотрудничество и поддержка образовательных инициатив ученика. Переходной (для кафедры, методического объединения) формой к специализациям “лабораториям” является спецкурс-факультатив, рассчитанный на два часа в неделю и по содержанию являющийся углублением предмета.
Консультация – дополнительная к уроку форма работы учителя и ученика, предназначенная для тренинговых занятий по учебным умениям (проведение исследования определённого типа, поиск информации, работа со сложными текстами, консультации групп и учеников индивидуально по подготовке самостоятельных работ и т.п.), для ответов на вопросы, возникшие в связи со сложными темами, домашними заданиями и творческими работами.
Домашние работы учеников, по преимуществу, рассчитаны на самостоятельную, поисковую, творческую, исследовательскую работу, на понимание, осмысление учебного материала. Домашние работы специально презентуются, обсуждаются на уроке, их выполнение учитывается при рубежном контроле и оценивании за полугодия. С целью профилактики переутомления учеников (как от неинтересной, бессмысленной, так и от непосильной и слишком продолжительной работы), средняя продолжительность домашних работ в среднем соответствует половине урочного времени (например, если предмет проводится 2 часа в неделю, то время домашней работы, в среднем, - 1 час).
Творческая работа старшеклассника – обязательная часть индивидуального учебного плана, направленная на освоение способности к длительной самостоятельной исследовательской деятельности. Длительность работы над творческим проектом - 1,5 года, этапы: выбор места "выращивания" творческой работы в образовательном пространстве ступени, процедура утверждения темы на кафедрах, договор с руководителем, собственное исследование, предзащита, подготовка к защите, защита. Защита проводится публично в форме выступления на научно-практической конференции школьников. Творческая работа засчитывается в качестве экзамена по выбору в рамках итоговой аттестации выпускников.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |